Гадкий Я
Психология,  Статьи

Гадкий Я

Из чего складывается отношение человека к самому себе и как оно формируется? Прежде чем углубляться в суть данного вопроса, давайте выполним простое упражнение. Перечислите, пожалуйста, а еще лучше, напишите всех тех замечательных, любимых, дорогих вашему сердцу людей, о которых вам стоило бы и хотелось бы позаботиться.

Написали? Никого не забыли? Отлично! Тогда о главном – есть ли Вы сами в этом списке? И на каком месте? Если не вписали себя – то почему? Вы не достойны заботы?  Или не являетесь «дорогим, замечательным и любимым»? Не секрет, что отношение к себе закладывается исподволь, на основании высказываний и деяний значимых близких, причем на первых порах даже не подвергается сомнениям.   Простой пример.  «Какая же ты у нас умница и красавица!» – при каждом удобном случае говорили одной девочке и та, вырастая, несет миру это не требующее доказательств знание про себя, и, самое удивительное, мир беспрекословно верит! Но, может, увы, все было по-другому?  Многократно  произнесенная родными фраза «Да, ты у нас далеко не красавица, зато мы тебя любим» — и убедить симпатичную женщину в ее привлекательности не представляется возможным (внутренняя логика примерно следующая: я не могу быть красавицей по определению, а если вдруг ей стану, как же меня любить будут?!)  Давным–давно, сразу после окончания первого института,  я с упоением читала лекции по психологии, в том числе и по детской. Смешно и странно вспоминать, но ведь была же твердая  уверенность, как надо воспитывать детей и правильно поступать в том или ином конкретном случае. Впрочем, эта уверенность быстро подрастерялась сразу после рождения первенца. Придя к неутешительному выводу, что каждый родитель вольно или невольно, сознательно или неосознанно травмирует собственное чадо и навешивает на него кучу собственных проекций, я как мама утешаюсь тем, что степень травматизации бывает разной, а как психолог сталкиваюсь уже с ее  последствиями.

Все вышесказанное совершенно не означает, что «во всем виноваты родители», просто было бы неплохо уже во взрослом состоянии провести внимательную и вдумчивую инвентаризацию всего подаренного родительского «духовного»  наследства с целью отделения полезных во внутреннем хозяйстве вещей от отживших свое, тормозящих атавизмов. Тем более, что при всем богатстве выбора по отношению к себе есть 2 основных модели человеческого поведения: одна – постоянная работа над видимыми и скрытыми недостатками, личностный рост и т.д. и т.п. Все здорово и прекрасно, но только сильно изматывает и напоминает пожизненную битву многоголового дракона: одну отсек, другие выросли. Что символично, все головы принадлежат одному дракону и для чего-то нужны ему, а мы знай себе рубим, условно поделив на хорошие и плохие, целиком и полностью концентрируясь на «плохих».  Вторая модель – пестование и взращивание собственных  достоинств, т.е. того, что уже дано, что есть в наличии. Акцент на сильных и не только  сторонах и филигранное умение ими пользоваться в нужное время в нужном месте. Совсем как в китайской притче о предназначении.

Жила была пожилая китайская женщина, у которой были два больших кувшина. Они свешивались по концам коромысла, лежащего у нее на плече. У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды. В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину. В течении двух лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой только полтора кувшина воды. Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего был сделан. Спустя два года, которые, казалось, убедили его в бесконечной собственной непригодности, кувшин обратился к старой женщине: «Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода». Старая женщина усмехнулась: «Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина – нет? На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоей трещине. Так что ты поливаешь их каждый раз, когда мы идем домой. Два года я могла любоваться этими чудесными цветами и украшать свой дом. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы».

Казалось бы, преимущества второго подхода очевидны, «дело за малым» – понять и признать «какой ты есть». Не тот, которым хочется быть; не тот, которым важно казаться, а истинный, реальный, настоящий, не придуманный. Очень разный, и в то же время цельный, принимающий всего себя целиком, с тенями и несимпатичной  правдой Человек; Мужчина или Женщина. На мой взгляд, нет задачки сложнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *